Поиск по блогу

суббота, 20 октября 2012 г.

Креационист Кальвин


Жан Кальвин (1509-1564) заслужено считается выдающимся богословом Реформации. Из под его пера вышло немало трудов, но вероятно самый известный из них — 4-томное «Наставление в христианской вере», изданное в завершенном виде в 1559 году. 
 
Мне хочется поделиться несколькими цитатами из «Наставления», проливающими свет на мнение Кальвина о том, как надо толковать библейское откровение о возникновении и ранней истории мира. 
 
Итак, послушаем Кальвина. Глава «О том, что сотворение мира и всего сущего отличает в Писании Истинного Бога от выдуманных богов»:

«Однако и сегодня, ввиду медлительности и неповоротливости нашего ума, необходимо показывать и как бы живописать истинного Бога, чтобы верующие не соблазнились измышлениями язычников». [1]

Какое вступление! Верующие, по Кальвину, могут соблазниться из-за языческой мифологии — надменных вымыслов о происхождении и ранней истории мира. Для Кальвина учение о сотворении вселенной, изложенное в Писании, крайне важно, так как оно «живописует» нам Истинного Бога. 
 
«Бог через Моисея сообщил нам историю творения как раз для того, чтобы она служила основанием веры Церкви и чтобы мы не искали иного Бога, кроме Творца мира. В этом же повествовании отмечены временные вехи, дабы их непрерывная последовательность привела нас к первоначалу человеческого рода и всех творений. Особенно полезным оказывается для нас познание вечности Бога, которая ясно обнаруживается из рассказа о сотворении мира и приводит нас в восхищение. Польза этого знания не только в опровержении побасенок, некогда получивших распространение в Египте и других странах, но и в лучшем понимании начала мира». [2]

Подчеркну несколько мыслей видного богослова:
  1. Рассказ Бытия о сотворении мира — история, а не аллегория и не миф. Таким образом, Бог не оставил нас без истинных знаний о происхождении вселенной. Библия — не только книга о сверхъестественных, духовных истинах, но и о естественных, приземленных.

  2. Ранняя история мира — фундамент христианской веры и богопознания. 
     
  3. Бытие содержит точную хронологию, «непрерывную последовательность» «временных вех», которая позволяет нам узнать, когда было «начало». 
     
  4. Ранняя история Бытия резко контрастирует с древними мифами народов о происхождении мира: Бытие — история, остальные версии ранней истории — «побасенки».

  5. Очень важно знать раннюю историю мира. Во-первых, она — противоядие не только против «невежественных», но и против «образованных», «просвещенных» вымыслов о происхождении вселенной и человечества. Во-вторых, она вызывает в нас восхищение Вечным Богом.
По Кальвину, история вселенной насчитывает менее 6,000 лет. (Приводимая ниже цитата начинается со слов «иных шутников», а заканчивается словами Кальвина.):

[«Шутники»: - И.Б.] « … почему Он вдруг принялся за дело лишь неполных шесть тысяч лет назад и уже показал нам через наблюдаемый упадок тварного мира, сколь непродолжителен будет срок его существования? [Кальвин: - И.Б.] Нам не дозволено и даже нецелесообразно доискиваться причины этого решения Бога». [3]

Абсолютно ясно, что Кальвин согласен с «шутниками» в том, что миру еще нет 6,000 лет.

Чуть ниже он свидетельствует о том, что человечеству около шести тысяч лет:

«Словно на протяжении шести тысячелетий Бог не преподал нашему разуму достаточно уроков для того, чтобы мы бесконечно и непрестанно размышляли над ними!» [4]

Кальвин читает Бытие просто, буквально; так, как оно написано:

«Рассказ Моисея о сотворении мира не в одно мгновение, а в течение шести дней преследует ту же цель. Благодаря этому обстоятельству мы удерживаемся от ложных измышлений и приходим к единому Богу, который для того в течение шести дней обдумывал свое творение, чтобы мы на протяжении всей своей жизни не ломали себе голову над тем, каков Он». [5]

Мысль Кальвина ясна: Бог творил мир шесть дней, дал откровение об этом Моисею и повелел ему записать это откровение для нас, чтобы мы могли ясно знать кто Бог и каков Он. Таким образом, если мы отказываемся от буквального толкования Бытия, мы разбиваем зеркало, в котором отразился Божий Лик и характер, лишая себя возможности по-настоящему познавать Бога.

Снова о творении за шесть обыкновенных дней:

«Ибо не без основания Бог распределил творение мира на шесть дней (Быт 1:31), хотя мог с легкостью довершить все в одну минуту, а не действовать постепенно». [6]

Завершу выдержкой, которая не только показывает, что Кальвин воспринимал Бытие как историческую книгу, но и прослеживает преемственность такого исторического, буквального толкования Бытия:

«Но для того, чтобы с помощью истинной веры обрести необходимое знание о Боге, нам необходимо знать историю сотворения мира в кратком изложении Моисея (Быт 1) и в более полной трактовке позднейших святых учителей Церкви, прежде всего Василия и Амвросия [как указывает сноска в конце страницы, имеются в виду «Беседы на Шестоднев» Василия Кесарийского (Великого) (330–379) и «Шестоднев» Амвросия Медиоланского (340–397)— И.Б.] … в мои намерения не входит подробный рассказ о сотворении мира. Поэтому достаточно было бегло коснуться этого предмета. А для тех, кто хочет получить в нем полное наставление, лучше обратиться, как я уже говорил, к повествованиям Моисея и других, трактовавших этот вопрос надлежащим образом. К ним я и отсылаю читателя». [7]






[1] Ж. Кальвин, Наставление в христианской вере, М., Издательство Российского государственного гуманитарного университета, 1997, Книга I, Глава XIV, с. 153.
[2] там же, с. 153.
[3] там же, с. 153.
[4] там же, с. 154-155.
[5] там же, с. 155.
[6] там же, с. 174.
[7] там же, с. 172.

Комментариев нет:

Отправить комментарий