Жан
Кальвин (1509-1564) заслужено считается
выдающимся богословом Реформации. Из
под его пера вышло немало трудов, но
вероятно самый известный из них —
4-томное «Наставление в христианской
вере», изданное в завершенном виде в
1559 году.
Мне
хочется поделиться несколькими цитатами
из «Наставления», проливающими свет на
мнение Кальвина о том, как надо толковать
библейское откровение о возникновении
и ранней истории мира.
Итак,
послушаем Кальвина. Глава «О том, что
сотворение мира и всего сущего отличает
в Писании Истинного Бога от выдуманных
богов»:
«Однако
и сегодня, ввиду медлительности и
неповоротливости нашего ума, необходимо
показывать и как бы живописать истинного
Бога, чтобы верующие не соблазнились
измышлениями язычников». [1]
Какое
вступление! Верующие, по Кальвину, могут
соблазниться из-за языческой мифологии
— надменных вымыслов о происхождении
и ранней истории мира. Для Кальвина
учение о сотворении вселенной, изложенное
в Писании, крайне важно, так как оно
«живописует» нам Истинного Бога.
«Бог
через Моисея сообщил нам историю творения
как раз для того, чтобы она служила
основанием веры Церкви и чтобы мы не
искали иного Бога, кроме Творца мира. В
этом же повествовании отмечены временные
вехи, дабы их непрерывная последовательность
привела нас к первоначалу человеческого
рода и всех творений. Особенно полезным
оказывается для нас познание вечности
Бога, которая ясно обнаруживается из
рассказа о сотворении мира и приводит
нас в восхищение. Польза этого знания
не только в опровержении побасенок,
некогда получивших распространение в
Египте и других странах, но и в лучшем
понимании начала мира». [2]
Подчеркну
несколько мыслей видного богослова:
- Рассказ Бытия о сотворении мира — история, а не аллегория и не миф. Таким образом, Бог не оставил нас без истинных знаний о происхождении вселенной. Библия — не только книга о сверхъестественных, духовных истинах, но и о естественных, приземленных.
- Ранняя история мира — фундамент христианской веры и богопознания.
- Бытие содержит точную хронологию, «непрерывную последовательность» «временных вех», которая позволяет нам узнать, когда было «начало».
- Ранняя история Бытия резко контрастирует с древними мифами народов о происхождении мира: Бытие — история, остальные версии ранней истории — «побасенки».
- Очень важно знать раннюю историю мира. Во-первых, она — противоядие не только против «невежественных», но и против «образованных», «просвещенных» вымыслов о происхождении вселенной и человечества. Во-вторых, она вызывает в нас восхищение Вечным Богом.
По
Кальвину, история вселенной насчитывает
менее 6,000 лет. (Приводимая ниже цитата
начинается со слов «иных шутников», а
заканчивается словами Кальвина.):
[«Шутники»:
- И.Б.] « … почему Он вдруг принялся за
дело лишь неполных шесть тысяч лет назад
и уже показал нам через наблюдаемый
упадок тварного мира, сколь непродолжителен
будет срок его существования? [Кальвин:
- И.Б.] Нам не дозволено и даже нецелесообразно
доискиваться причины этого решения
Бога». [3]
Абсолютно
ясно, что Кальвин согласен с «шутниками»
в том, что миру еще нет 6,000 лет.
Чуть
ниже он свидетельствует о том, что
человечеству около шести тысяч лет:
«Словно
на протяжении шести тысячелетий Бог не
преподал нашему разуму достаточно
уроков для того, чтобы мы бесконечно и
непрестанно размышляли над ними!» [4]
Кальвин
читает Бытие просто, буквально; так, как
оно написано:
«Рассказ
Моисея о сотворении мира не в одно
мгновение, а в течение шести дней
преследует ту же цель. Благодаря этому
обстоятельству мы удерживаемся от
ложных измышлений и приходим к единому
Богу, который для того в течение шести
дней обдумывал свое творение, чтобы мы
на протяжении всей своей жизни не ломали
себе голову над тем, каков Он». [5]
Мысль
Кальвина ясна: Бог творил мир шесть
дней, дал откровение об этом Моисею и
повелел ему записать это откровение
для нас, чтобы мы могли ясно знать кто
Бог и каков Он. Таким образом, если мы
отказываемся от буквального толкования
Бытия, мы разбиваем зеркало, в котором
отразился Божий Лик и характер, лишая
себя возможности по-настоящему познавать
Бога.
Снова
о творении за шесть обыкновенных дней:
«Ибо
не без основания Бог распределил творение
мира на шесть дней (Быт 1:31), хотя мог с
легкостью довершить все в одну минуту,
а не действовать постепенно». [6]
Завершу
выдержкой, которая не только показывает,
что Кальвин воспринимал Бытие как
историческую книгу, но и прослеживает
преемственность такого исторического,
буквального толкования Бытия:
«Но
для того, чтобы с помощью истинной веры
обрести необходимое знание о Боге, нам
необходимо знать историю сотворения
мира в кратком изложении Моисея (Быт 1)
и в более полной трактовке позднейших
святых учителей Церкви, прежде всего
Василия и Амвросия [как указывает сноска
в конце страницы, имеются в виду «Беседы
на Шестоднев» Василия Кесарийского
(Великого) (330–379) и «Шестоднев» Амвросия
Медиоланского (340–397)— И.Б.] … в мои
намерения не входит подробный рассказ
о сотворении мира. Поэтому достаточно
было бегло коснуться этого предмета. А
для тех, кто хочет получить в нем полное
наставление, лучше обратиться, как я
уже говорил, к повествованиям Моисея и
других, трактовавших этот вопрос
надлежащим образом. К ним я и отсылаю
читателя». [7]
[1] Ж. Кальвин,
Наставление в христианской вере, М.,
Издательство Российского государственного
гуманитарного университета, 1997, Книга
I, Глава XIV, с. 153.
[2] там же, с. 153.
[3] там же, с. 153.
[4] там же, с. 154-155.
[5] там же, с. 155.
[6] там же, с. 174.
[7] там же, с. 172.
Комментариев нет:
Отправить комментарий